Фотография
Как фотографировать пейзажи: полезные советы
Рубрика: ФотографияОчень часто начинающие фотографы выбирают именно пейзажную фотосъёмку в качестве плацдарма для начала освоения премудростей фотоискусства. Казалось бы, что сложного в том, чтобы эффектно запечатлеть осеннее дерево или причудливый изгиб реки?
Ведь сама природа уже позаботилась о том, чтобы расставить всё по местам, распределить световые акценты и т. д.
Вместе с тем, когда приходит черёд оценки полученных снимков, восторг и уверенность в своих силах сменяются разочарованным недоумением: фото выглядят плоскими и безликими, светотени превращаются в неаккуратные пятна, а планы сливаются в одно целое нечто, лишённое и глубины, и резкости…
Подобный итог пейзажной фотосессии для новичков закономерен, ведь съёмка природных объектов – одна из самых сложных разновидностей фотографической науки, требующая от мастера и наличия специальной аппаратуры, и владения различными техниками такой съёмки. Основные приёмы и хитрости проведения фотосъёмки в разных условиях будут рассмотрены далее.
Съёмка в плохую погоду
Несмотря на то что в плохую погоду остро чувствуется нехватка освещения, во время уличной фотосессии пользоваться вспышками не рекомендуется: снимки получатся неестественными, смазанными и несбалансированными. Для того чтобы сгладить тени, лучше всего пользоваться лайт-диском либо выбирать для съёмок места с отражённым светом (белые стены домов, светлые асфальтовые покрытия, для зимы – снежные наносы и т. д.).
Хороший контрастный снимок получится, если использовать для фона нечто яркое, привлекающее взгляд (расписные фигуры на детской площадке, граффити на стене). «Обмануть» совсем низкую освещённость также можно, выставив высокие параметры ISO и либо сразу переключившись в чёрно-белый режим, либо снимая в расчёте на последующую цветокоррекцию.
В любом случае для съёмок в плохую погоду желательно пользоваться светосильной оптикой и иметь при себе штатив.
Съёмка в тумане
Слабая освещённость и плохая видимость в условиях тумана отнюдь не являются преградами для получения красивых фотоснимков. Для того чтобы максимально осветлить кадры, придать им реалистичность и яркость, рекомендуется поэкспериментировать с установками экспозиции, например, сдвинуть коррекционную шкалу на 1-2 пункта. Кроме этого, следует изменить значение диафрагмы на f8-11 и выбрать соответствующую уровню освещённости выдержку и параметры ISO.
Фокусировку лучше осуществлять вручную: даже самая умная машина в условиях ограниченной видимости не сможет определить приоритетный для фотомастера объект. А вот установку баланса белого цвета вполне можно оставить «на автомате».
Формируя композиции при съёмке в тумане, необходимо использовать принцип сохранения контрастности: на первый план выставлять хорошо видимые и яркие объекты. Такой приём поможет передать всё очарование туманного дня, сделает снимки реалистичными и глубокими.
Съёмки в грозу
Снять молнию – одно из самых фантастичных и сказочно красивых явлений природы – совсем несложно. Главное – проявлять настойчивость, терпение и соблюдать несколько правил.
Наиболее эффектные карды получатся при слабом освещении: в сильную облачность днём, в сумерках либо ночью. Далее необходимо занять выгодную наблюдательную позицию и установить фотоаппарат на штатив (разумеется, техника должна быть хорошо защищена от дождя, если съёмка ведется с открытой местности).
Теперь нужно выставить долгую выдержку (до минуты и даже больше) и поэкспериментировать с диафрагмой, открыть шторку и удерживать такой режим в течение 20 и более секунд. При этом – ВАЖНО! – не стоит пытаться поймать непосредственную вспышку молнии: кроме потери времени, это ничего не даст. При соблюдении же озвученных правил съёмки запечатление разряда гарантировано.
Съёмки в шторм
Чтобы запечатлеть буйство морской стихии, потребуется воспользоваться ручным экспонометром и провести небольшую подготовку: установить диафрагму и выбрать оптимальные для имеющегося уровня освещения параметры резкости. В «момент икс» необходимо как можно быстрее сделать замер и поставить выдержку. Для получения более контрастных и живых снимков можно несколько затемнить небо, используя градиентный фильтр (день), либо смягчить тона фильтром для коррекции (вечер).
Планируя фотосессию в шторм, не следует забывать о том, что великолепные кадры можно получить не только тогда, когда разгул стихии достигнет апогея, но и до и после этого. Именно в моменты затишья перед и по окончании бури освещение морского пейзажа поистине завораживает и волнует сердце. Не заснять такое чудо – настоящее преступление!
Съёмка радуги
При съёмке радуги необходимо помнить, что эффектность кадров здесь зависит от красоты не столько самой радуги, сколько окружающего пейзажа, поэтому вся композиция должна быть тщательно продуманной и выверенной. В частности, стоит обратить внимание на соотношение расположения радуги и остальной части ландшафта (выделить т. н. центры внимания), на общую протяжённость и концы радуги (касается ли разноцветная полоска горизонта, насколько высоко поднимается над облаками и т. д.).
Отлично, если под рукой окажется широкоугольный объектив, с его помощью можно как запечатлеть радугу целиком, так и увеличить отдельные её части, тем самым добившись потрясающих результатов. Эксперименты же с поляризационным фильтром позволят поиграть с цветностью, глубиной отражений, контрастностью, а также применить иные параметры, способные по-настоящему оживить кадр.
Помимо прочего, при съёмке радуги как никогда важным выступает наличие штатива: поскольку это природное явление обычно наблюдается перед либо после грозы (т. е. при нехватке освещения), для получения качественных снимков требуется максимально длинная выдержка.
Съёмка рек и водопадов
Фотографировать водопады и реки лучше всего широкоугольным объективом, особенное внимание обращая на эффектность переднего плана. Съёмку «вертикальной воды» рекомендуется производить в направлении снизу вверх, при этом фотокамера должна быть как можно ближе к объекту.
Если при съёмке реки расположить камеру на одном уровне с водой, либо направить навстречу потоку и поэкспериментировать с параметрами выдержки и диафрагмы, можно создать иллюзию живой фотографии, передав всю динамику течения.
Не стоит забывать о второстепенных планах. Так, например, если на задний и средний планы поместить объекты речного пейзажа, препятствующие водному потоку (пороги, валуны, коряги и т. д.), фото получатся более реалистичными и глубокими. Кроме того, съёмка водной стихии для фотомастера – это та область, где можно смело «ставить опыты» над горизонтами: наклонять камеру в стороны, играть с ракурсами и т. д.
Съёмки в лесу
Ключевые проблемы съёмки в лесном массиве – пестрота общего пейзажа и разнородность объектов. В таких условиях очень сложно выделить в кадре что-то одно, найти контрастное решение и успешно его реализовать. Плюс ко всему лесная природа всегда крайне разнопланова, а потому «обманчиво гармонична». Так, например, собираясь заснять определённую композицию, фотограф видит её в объёме: деревья, трава и иные объекты удалены от него на определённое расстояние; при переносе же картинки в фотоаппарат объёмность теряется, а фоны смазываются.
Решить озвученные проблемы можно путём экспериментов с диафрагмой (установка минимального значения) и выдержкой (подбор по остаточному принципу): таким образом один план получится чётко выделенным и резким, а другой, напротив, размытым и смазанным.
Ещё один хороший приём – съёмка на фоне, отличном от цветовой гаммы объекта. Так, ягодный куст будет замечательно контрастировать с тёмной корой дерева, ветка – с голубизной неба, опавший жёлтый лист – с землёй. При этом, опять-таки, не нужно забывать искать интересные ракурсы: выбранный объект можно снять с параллельного ему уровня, сверху, сбоку, чуть с наклона и т. д.
Пейзажная съёмка в темноте
Чтобы делать хорошие снимки в ночное время, необходимо иметь, кроме фотокамеры с возможностью ручной настройки параметров, и тяжёлый штатив. Под определение «тяжёлый» здесь подпадает вес, как минимум в два раза больший, чем у камеры.
Основные настройки для ночной съёмки заключаются в следующем: минимально возможная чувствительность ISO (для подавления шумов), ручная фокусировка (в зависимости от типа фотоаппарата: цифровой, либо зеркальный), время выдержки – 1-8 секунд, размер диафрагмы – от 4 до 5,6.
Особая роль отводится и самому способу осуществления съёмки, а именно необходимо предварительно установить камеру на устойчивый штатив и настроить автоспуск, чтобы в тот момент, когда сработает затвор, случайно не качнуть аппарат, в противном случае картинка почти наверняка получится смазанной. Если же фотосессия выпадает на ветреную погоду, следует перейти на подветренную сторону, расположиться к технике как можно ближе и в буквальном смысле защищать её от воздушных порывов своим телом.
Фотосъёмка на побережье
В первую очередь нужно помнить: фотосессия на берегу любого водоёма, будь то море, река либо озеро, предполагает работу в панорамном режиме. Даже если вам хочется запечатлеть лишь «кусочек волны», целесообразнее выбирать съёмку с горизонтальной компоновкой кадра.
Линию горизонта, а также основные фигуры фотосюжета рекомендуется выбирать согласно правилу золотого сечения: необходимо мысленно разделить кадр на три части по вертикали и горизонтали и запомнить места, в которых воображаемые линии пересекаются. Именно в этих точках следует размещать ключевые объекты композиции.
Совсем не лишним будет помнить и о сохранении контрастности: небесной сини (облаков) и морской пены, песка и волн и т. д. Если возникнет необходимость дополнить пейзажную композицию – заснять песчаный замок, чайку, замысловатую раковину и прочее, можно попробовать съёмку с одного с объектом уровня, но при минимальном размытии морского фона. Подобный приём усилит «эффект присутствия» и добавит кадру реалистичности.
И конечно же, не стоит забывать об освещении: никаких вспышек - только солнце либо, если погода пасмурная, отражённый свет.
← Как фотографировать детей. Раскрываем секреты | Фотосъемка ювелирных украшений → |
---|
Похожие публикации:
Секреты ночной фотосъемки
Какие же настройки камеры следует использовать при длительной экспозиции, ночной фотосъемке и фотосъемке с низким уровнем освещения? В нашей статье мы собрали несколько советов и рекомендаций, которые помогут Вам сделать качественные ночные фотографии.
...
Как фотографировать детей. Раскрываем секреты
Желание родителей запечатлеть как можно больше увлекательных моментов из жизни своих детей вполне естественно и закономерно. Тем более что сегодня — в век научно-технического прогресса — фотоаппаратура есть, без преувеличения, в каждой семье.
Разумеется, чтобы творить настоящие фотошедевры, необходимы техника высокого класса и умение с ней обращаться, но «просто хорошие» снимки, которые займут достойное место в альб...
Фотосъемка ювелирных украшений
Как и в любом ремесле или искусстве, в фотографии есть направления и жанры. Каждый из них требует своей техники и своего особого подхода. Поговорим о съемке ювелирных украшений - это довольно интересная часть фотографии.
Ювелирные украшения прекрасны сами по себе, но лишь определенное умение фотографа помогает донести эту красоту до зрителя посредством фотографии.
...
Фотография для резюме: выбираем правильно
Статей-советов о том, как грамотно составить резюме, сегодня предостаточно и на просторах Всемирной сети, и на страницах офлайн-изданий, однако редко в какой публикации уделяется достаточное внимание такому немаловажному компоненту самопрезентации, как фото. Между тем без фотографии любое резюме будет смотреться неполно, а неправильно подобранный снимок способен испортить даже суперпрофессиональный документ и, как сл...
Рисуем фотографию, или как научиться фризлайту (Freezelight)
Слово «Freeze light» с английского языка переводится как «замороженный свет». Фризлайт популярен и среди начинающих фотографов, и среди профессионалов. Это особое направление позволяет создавать необыкновенные, эффектные снимки.
Суть его заключается в том, что фотограф может не только снимать реальные предметы, но и рисовать любые фигуры, которые потом будут четко видны на фотографии. Причем рисовать не красками, не...