Любознательным на заметку
Как дилижанс превратился в троллейбус
Рубрика: Любознательным на заметкуПервые платные общественные экипажи, проезжавшие в определенное время по постоянному маршруту, появились в Париже в третьей четверти XVII века. В начале XIX века эти экипажи были уже во многих странах Европы и назывались «каросс де дилижанс» (скорый экипаж), но впоследствии в их названии закрепилось только одно слово «дилижанс».
Первый русский дилижанс отправился из Петербурга в Москву 1 сентября 1820 года. В те же годы в Европе городские экипажи получили новое название — омнибус (от латинского «омнис» — весь, то есть «экипаж для всех», «всеобщий»), которое в русском языке зафиксировано с 1847 года.
С развитием крупных городов конные омнибусы получили широкое распространение и просуществовали до начала XX века, когда их начал вытеснять автомобиль. С развитием автотранспорта появилась возможность и омнибус сделать самоходным, снабдив его мотором.
На основе АВТОмобиля и омниБУСА было образовано новое название пассажирского транспорта — автобус («аутос» — греческое «сам», а «бус» — часть латинского падежного окончания без какого-либо смыслового значения). В России слово «автобус» стало широко употребляться с 1907 года, когда был открыт первый в стране пассажирский автомобильный маршрут. «Петербургский листок» 12 ноября 1907 года писал: «К двенадцати часам дня к Александровскому саду, - против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус».
Слово «автобус» быстро стало интернациональным, а второй компонент этого слова оказался очень продуктивным и встречается не только в названиях видов общественного транспорта. Самым старым в этом ряду следует считать название, связанное с применением электрического двигателя,— «электробус», которое в 30-е годы, в свою очередь, дало производное слово «троллейбус», подчеркивающее способ получения электропитания. А самым молодым является, очевидно, слово «аэробус», вошедшее в практику в последние годы.
А. Шустов. Автобус и его родственники. «Русская речь», № 1, 1984.
← Из истории вилки | Мисы, тарелы и другое посудье. Из истории посуды → |
---|
Похожие публикации:
Один день в истории: международный женский день 8 марта
Каждый год 8 марта отмечается международный женский день. Созданная изначально на основе рабочего движения, история женского дня как международного явления тесно связана с забастовками, демонстрациями и даже революцией с всемирно-историческими последствиями.
...
Откуда взялся День святого Валентина?
По мнению некоторых людей, День святого Валентина — это выдумка продавцов цветов. Но кем же был святой Валентин, в честь которого назвали день влюбленных? Является ли этот праздник ненужной традицией или, наоборот, это хорошая возможность признаться в любви своей «половинке»?
...
Любопытство и любознательность. В чем отличие?
Хорошо известно, что с детства, благодаря стремлению к познанию, человек учится понимать мир, открывать для себя новое и получать опыт, который очень важен для жизни и выживания. Однако, говоря о познании, помните, что существуют две его формы.
...
Источники ошибок при сварке
Сварку необходимо изучать. Может пройти много времени, пока ученик будет в состоянии заварить качественный сварной шов. Самые первые хорошие сварные швы обычно являются просто совпадением. Помогает лишь постоянная практика. И в процессе обучения без ошибок не обойтись, но важно верить, что человеку все подвластно, вспомнив пословицу "Не боги горшки обжигают". В нашей статье мы расскажем о наиболее распространенных ош...
Подарки в нашей жизни. Что нельзя дарить и почему?
Праздники – это настоящее украшение нашей жизни. Без них она казалась бы серой, скучной и однообразной. А какой праздник обходится без подарков? Будь то юбилей либо просто день рождения, годовщина свадьбы или Новый год, Рождество или Пасха – в эти и другие знаменательные дни, что называется, сам бог велел радовать наших родных, близких, друзей и коллег памятными презентами.
Даже если виновник торжества словно отнеки...