Страны и народы
Об этрусках
Рубрика: Страны и народыИталия в начале железного века отличалась исключительной этнической пестротой. Сохранились сведения о десятках народностей, которые сталкивались и перемешивались на полуострове как в гигантском котле. Среди них древние авторы выделяли народ, который греками назывался «тирренами», римлянами — «этрусками» или «тусками», сам же себя он называл «расенэ». В то время как Рим представлял еще небольшое государство в излучине Тибра, этруски распространили свою власть на территорию почти всей Италии — от долины реки По на севере до южной границы области, которая в древности называлась Кампанией. С 625 г. до н. э. этруски владели и Римом, превратив его в могущественный и культурный город. Наряду с этим этруски господствовали и на омывавших Италию морях, дав двум из них названия Тирренское и Адриатическое, совершали плавания к восточным и западным берегам Средиземного моря и даже выходили в океан, пытались обосноваться там на одном из островов.
В дошедших до нас произведениях античных авторов сохранилось множество сведений о происхождении, экономическом и политическом могуществе, своеобразных обычаях, языке, религии и культуре этрусков. Посвященные им труды — «Государственное устройство тирренов» в нескольких книгах, написанных Аристотелем, и «История этрусков», принадлежавшая труду императора Клавдия,— утрачены. Однако главной утратой явились многочисленные труды самих этрусков исторического и религиозного характера, частично переведенные в то время на латинский язык.
В XIV—XVI веках область между реками Арно и Тибром, которая в древности была ядром этрусских владений, стала колыбелью культуры Возрождения. Вместе с интересом к грекам и римлянам именно тогда пробуждается интерес к этрускам как к древнейшим обитателям Тосканы. Итальянские гуманисты с удивлением открывают для себя, что их земляки были древним и могущественным народом. Начинаются раскопки гробниц, откуда извлекаются мраморные колонны, статуи, сосуды, саркофаги. Тогда же происходит знакомство и с загадочными этрусскими надписями, породившими пословицу «Этрусское не читается».
В XVIII столетии появляются первые посвященные этрускам обобщающие труды, в которых повторяется все, что сообщали об этрусках греки и римляне, а также публикуются материалы из хищнически раскопанных этрусских гробниц. Тогда же возникают первые музейные собрания памятников этрусского быта и искусства, создается в 1726 году Этрусская академия в городе Кортоне.
В местечке Монтелюччо (близ Перуджи) на самом обычном огороде после редкого в этих местах и необыкновенно сильного для декабря дождя провалилась земля. Открывшееся отверстие привело в этрусскую гробницу. Археологи установили, что она не была ограблена и в последний раз в нее опускались в 90 г. до и. э.
Известия о находках неразграбленных этрусских гробниц всегда вызывают в Италии энтузиазм. В каждом случае, как правило, открываются покрытые фресками стены. В последние десятилетия таких гробниц выявлено много благодаря использованию методов электромагнитного зондажа, и каждая дает что-то новое в понимании этрусского искусства или истории. В саркофагах обнаруживают предметы, сделанные с удивительным художественным мастерством. Недавно газеты облетела история о вазе знаменитого греческого художника-керамиста Евфрония. Ее нашел современный грабитель гробниц во время одного из ночных рейдов и незамедлительно за скромную сумму продал швейцарскому антиквару, тут же перепродавшему ее американскому Метрополитен-музею за миллион долларов.
Стены недавно открытой гробницы из Монтелюччо не были украшены фресками. У входа, кроме груды черепков (остатков приношений покойникам от заботливых родственников), ничто не привлекало внимания. Но, как вскоре стало ясно, это была уникальная по своей грандиозности и длительности захоронений семейная усыпальница.
Одна за другой извлекались урны. Их оказалось 50. Большинство из них с эпитафиями семьи Кугу. Самые древние урны с этрусскими надписями находились в глубине крестообразного склепа, более поздние — с латинскими текстами располагались у входа. Этруск Куту в них превращался в римлянина Кутня. Эта фамилия была уже известна историкам по найденным ранее в том же районе надписям. Гай Кутай Луц, один из помощников консула 24 г. и. э., согласно Тациту, подавил вспыхнувшее в Брундизин восстание рабов. О других Кутиях древние авторы не упоминают — может быть, потому, что мало кто из них уцелел после 40 г. до н. э., когда Перузия, взятая Октавианом (будущим императором Августом) после длительной осады, была уничтожена вместе со всеми жителями города и его окрестностей. А может быть, они погибли еще раньше, во время других событий гражданских войн, почти век сотрясавших римскую республику в конце ее существования. Вспомним, что последнего представителя семьи Куту внесли в склеп за полвека до перузинской резни.
Куту — Кутии захоранивались в склепе начиная с 300 г. до и. э. Пятнадцать поколений этой семьи нашли вечный покой в каменных урнах, украшенных рельефами с изображениями фантастических животных пиров и в одном случае — битвы Александра Македонского. Надписи, которыми были снабжены почти все урны, дали возможность, благодаря непрерывности захоронений, внести ряд уточнений в историю развития этрусского письма. Они также подтвердили, что в склепе захоронены одни мужчины. «Ирония истории,— заметила по поводу неожиданного открытия руководительница раскопок Эуження Ферульо,— состоит в том, что группа исследователей, состоящая из одних женщин, открыла первую этрусскую гробницу одних мужчин».
Представлял интерес обряд захоронения. Родоначальник рода Куту был погребен не в урне, а в каменном саркофаге. Главной сенсацией было вскрытие саркофага. Усиленные отряды карабинеров охраняли место раскопок, ведь внутри могли оказаться сокровища. И была еще одна опасность...— проникновение воздуха. Ведь если внутри создались благоприятные условия, то тело сохранилось, как это было с тем воином, которого обнаружили 160 лет назад...
Этрусские воины, несущие погибшего товарища. Крышка бронзовой шкатулки. Вторая половина IV века до н. э.
Тогда открытие произошло внезапно. Синьору Карло Аввольта, жителю небольшого городка Корнето, стоящего на месте древних этрусских Тарквиний, был поручен надзор за ремонтом дороги, и он предложил использовать плиты, покрывавшие небольшой придорожный холм. Показывая, как нужно работать, Аввольта просунул лом под одну из плит и лом ушел в землю как будто в пустоту. Нагнувшись над образовавшимся отверстием, синьор прямо перед собой увидел возвышение и на нем — вонна с копьем, щитом, в поножах и шлеме. Это был безбородый юноша с красивым загорелым лицом. Брови над опущенными веками составляли сплошную линию. Правая рука юноши покоилась на груди. Видение продолжалось какую-то долю секунды. Не успел Карло прийти в себя от изумления, как вонн рассыпался. Вместо него остались обрывки материи, обломки металла и кости.
И теперь каждый раз, входя в этрусский склеп или открывая саркофаг, археолог надеется в глубине души на повторение такой же небывалой удачи. Чтобы избежать проникновения в саркофаг воздуха, было решено открыть его сначала телевизионному глазу, вернее, глазку. Но когда вставили глазок и включили свет, оказалось, что все предосторожности излишни. В саркофаге не было ни золота, ни драгоценных сосудов. Вообще ничего, кроме скелета. И был бы это еще полный скелет! Родоначальник фамилии Куту не имел головы в рук, а кости йог хранили следы переломов, сделанных определенно еще при жизни.
Эта история в «чисто этрусском духе» — когда ученый стоит на пороге открытия, и ему открывается пустота, впрочем, не лишенная значения.
Среди пятидесяти урн семьи Куту оказалась одна урна больших, чем обычно, размеров. Поставленная рядом с саркофагом, она имела крышку, на которой, как на ложе, возлежал терракотовый юноша с жертвенной чашей в руке. Его имя — Арнт Каис Кутус Велуса (Арнт Гай, сын Вела). Судя по начертаниям надписи, безголовый родоначальник, вероятно, был не отцом, а скорее дедом Арнта. Но на саркофаге нет эпитафии, поэтому наше предположение ничем больше не подтверждается.
А вот что касается внука, то, кроме его имени, иам известно, что при жизни он увлекался коттабом. В урне найдена разобранная стойка из бронзы для этой игры, пришедшей в Этрурию, как и в греческие города, из Сицилии в VI в. до н. э. Она составляла одно из главных развлечений пиров. В чашу, закрепленную на определенной высоте стойки или сделанную в виде чашечки весов, нужно было плеснуть со своего места остатки вина. Это могло быть и соревнованием в меткости и своего рода гаданием. В зависимости от обговоренных заранее условий результаты оценивались по меткости попадания, или по отклонению чашечки весов до задуманного уровня, или даже по звуку удара падающей жидкости. Как сообщают литературные источники, победитель выбирал в награду какую-нибудь из рабынь, прислуживавших за столом.
Приспособление для коттаба обнаружено вне урны — оно стояло в другой части усыпальницы, готовое для игры. Впрочем, в загробном мире предполагались и менее аристократические развлечения: у самого входа среди груды керамики найдена фишка для игры в кости, услаждавшей обычно жизнь этруска за пределами пиршественного зала.
Гробница в Монтелюччо — разносторонний источник, показавший жизнь одной семьи на протяжении двух с лишним столетий. Выходцы из этой семьи ничем не прославились, но сама возможность проследить смену поколений, родственные отношения, нашедшие отражение в эпитафиях, таит немало увлекательного и важного для науки.
Может быть, в ходе изучения надписей разъяснится странное и не имеющее аналогий в других этрусских погребальных памятниках отсутствие женских захоронений. Римским родам и семьям принадлежало исключительное право решать вопросы, касающиеся его членов, если, конечно, такие решения не наносили ущерба общине в целом. Некоторые рода, например, запрещали своим членам носить имена, запятнанные позором. Не принял ли род Куту решения об отдельном захоронении мужчин из-за какого-то преступления женщины-родоначальницы? И не связан ли с этим возможным преступлением необычный характер захоронения человека в саркофаге? Известно, что в 310 г. происходит первое решающее столкновение жителей этрусской Перузии с Римом, постепенно подмявшим под себя племена и народы Италии. Может быть, отсутствие рук и головы и переломы на ногах связаны с пытками и казнью, обрушенными на не пожелавшего покориться? Иначе как объяснить отсутствие имени на саркофаге? Если наша гипотеза верна, сородичи могли похоронить только тайно тело того, кто для римских властей был «преступником». И вместе с тем сами размеры этого саркофага свидетельствуют об уважении совершавших обряд к погребенному.
Этрусская ваза. IV в. до н. э.
Каково социальное положение лиц, захороненных в урнах? Были ли среди них вольноотпущенники и рабы, как в других этрусских склепах? На многие вопросы ученые постараются ответить, и это позволит глубже разобраться в этрусской истории. Но это не будет означать решения «этрусской загадки», как необдуманно объявили читателям некоторые журналисты, писавшие об открытии в Монтелюччо. Науке известно об этрусках достаточно много, чтобы их можно было считать «загадочным народом». Подобных «загадок» гораздо больше в отношении других древних народов, о которых просто знают неизмеримо меньше и меньше ими интересуются.
Огромное число памятников быта и искусства сохранилось от этрусков. Этруски появились в Италии в VIII в. до н. э., заняв область современной Тосканы и северную часть Лациума. Отсюда они распространились на юг в Кампанию, и на север, в долину По, основав там свои города, объединенные в двенадцатиградья.
Среди северных этрусских городов упоминается в трудах древних историков и Мантуя. Этрусская Мантуя — родина великого римского поэта Вергилия, написавшего в своей эпитафии: «Мантуей был я рожден». В «Энеиде» он опнеал свою Мантую как столицу северного двенадцатнградья, «сильную кровью этрусской». Сколько ни раскапывали современную Мантую, не удавалось обнаружить никаких следов древнего города, перекрытого средневековым. Но и в других местах по соседству с современной Мантуей их также не находили. Поэтому многие ученые полагали, что просто Вергилий превратил в этрусскую столицу деревушку, каких в Северной Италии раскопано предостаточно.
Но вот два года назад в местечке Баньоло Сан Вито, в нескольких километрах от современной Мантуи, чуткие электромагнитные приборы конструкции и производства инженера К. Леричи обнаружили сильную аномалию. Прибывшая на это место группа археологов во главе с Р. Де Мартини вскрыла верхний слой земли, и сразу же выявилась первая из городских построек. Сопутствующие предметы — аттическая керамика, фибулы (булавки для скрепления одежды вместо наших пуговиц), цветное стекло финикийского происхождения,— позволили датировать раскопанные здания, среди которых оказался этрусский храм, пятым веком до н. э., то есть временем расцвета этрусской колонизации в северном направлении.
О Мантуе как культурном центре свидетельствует не только количество, но и качество импортируемых изделий. Мантуанцы пользовались высококачественной чернофигурной и краснофигурной керамикой, расписанной выдающимися греческими мастерами. Среди этих находок сосуд — килик со сценой поединка (работа художника Пана или его мастерской) и чаша, выполненная художником Ниобидом или учениками его школы.
Построенный этрусками город площадью 60 гектаров находился на реке Минции, впадающей в самую крупную реку Италии По, которую римляне называли Падом, галлы—Боденком. Эта река была торговым путем, связывающим города Паданской области как с Грецией, так ин приальпийскими областями, откуда через перевалы можно было попасть в Галлию и Германию. Среди поступавших из европейских стран товаров особенно ценился балтийский янтарь, и поэтому долина реки Пад еще до того, как ее колонизовали этруски, считалась «янтарной дорогой».
Греческая легенда, известная и Вергилию, относила к этим местам падение солнечной колесницы Фаэтона и неутешную скорбь сестер этого злосчастного юноши — дочерей Гелиоса (Солнца) — Гелиад, из потоков слез которых и появился янтарь.
Не считаясь с исторической датой возникновения своей родины Мантуи, Вергилий в «Энеиде» делает город участником событий, связанных с появлением в Италии троянского беглеца Энея. Этруски Мантуи, согласно Вергилию, посылают на помощь Энею и его спутникам вооруженных воинов на кораблях. Согласуясь с этнической картиной докельтской Северной Италии, Вергилий в состав этой военной экспедиции ввел воинов местных народов лигуров и венетов.
Доктор исторических наук А. Немировский.
См. также:
← Где жили Вятичи? | Народ айны → |
---|
Похожие публикации:
Этруски. Загадка происхождения
Говоря о наследии, которое воспринял современный мир от классической культуры Греции и Рима, мы не должны забывать о вкладе, сделанном этрусками. В VII и VI веках до н. э., за полтысячелетия до возвышения Рима, этот предприимчивый и трудолюбивый народ сумел подчинить своему влиянию почти весь Апеннинский полуостров. Этруски более столетия правили Римом, современная Болонья стоит на месте Фельсины, дальней северной ст...
Где жили Вятичи?
Вятичи — древнерусское племя, прямые предки современных жителей средней России — обитали главным образом в бассейне Оки. Верхнее течение Дона в ареал их обитания не включали — не было оснований. Но вот Верхнедонская археологическая экспедиция Государственного исторического музея, постоянно работающая в районе знаменитого Куликова поля, раскрыла кладбище XIII века у деревни Бутырки, что в Тульской области. Изучение па...
Народ айны
Народ айны по численности очень небольшой (около 20 тысяч человек), живет на севере японского острова Хоккайдо. Остров этот гористый — складчато-глыбовые горы средней высоты. Здесь проходит и цепь вулканических гор, среди которых есть действующие вулканы.
Более половины острова покрыто лесами: на севере — хвойными, на юге — широколиственными.
Восточное побережье острова омывается холодным Курильским течением (Ояс...