Ваш малыш
Детский травматизм
Рубрика: Детское здоровьеПо данным Всемирной организации здравоохранения оказалось, что среди причин смертности детей вместо инфекционных заболеваний и уродств на первом месте детский травматизм.
В 1961 году в обращении Всемирной организации здравоохранения провозглашалось: «Вакцина против травматизма — это воспитание». Формула эта справедлива как в отношении самых маленьких детей, так и школьников, которые через несколько лет сами станут родителями, и даже взрослых, которых, как правило, воспитывать уже поздно. Однако, как оказалось, воспитание главная, но не единственная задача. Предупреждение детской травмы — это комплекс проблем, включающий все без исключения виды деятельности человека, во всех возрастных группах.
Многие считают, что понять причины детского травматизма и составить реальную программу уменьшения частоты повреждений у детей возможно, лишь отчетливо представляя себе, в чем состоит основное отличие ребенка от взрослого. Подобного рода постановка вопроса таит в себе серьезную ошибку, допускаемую не только родителями, но и врачами-специалистами. Никогда нельзя говорить о ребенке, как о мгновенно запечатленном образе, в виде моментальной фотографии или серии фотографий из семейного альбома. Ребенок — это непрестанное движение.
Процессы роста и развития идут в нем столь быстротечно, что важные признаки определенного возраста возникают и меняются буквально ежедневно.
Попробуем рассмотреть три показателя: движение, психику и анатомию ребенка в связи с возможными травмами, возникающими, если можно так сказать, по вине детей или обусловленными особенностями строения их органов.
И. М. Сеченов первый сформулировал значение движений в формировании мышления. Роль движений в любом возрасте, а особенно у ребенка первых лет жизни, гораздо значимее, чем это может казаться: «....движения стимулируют развитие мысли, которые порождают стремление к новым, сложным движениям». Поэтому развитие ребенка целесообразно рассматривать в плане становления его движении и психики, что имеет непосредственное отношение к травматизму.
Представители разных специальностей в различных странах неодинаково подразделяют возрастные группы. Знать их необходимо, ведь такие общие и широко известные определения, как «младенец» или «подросток», на самом деле характеризуют очень конкретные возрастные границы. Ограничусь всего двумя характеристиками.
Педиатры рассматривают период новорожденности до 28 дня с момента рождения, грудной возраст — до 1 года, ясельный или преддошкольный — 1—3 года, дошкольный — 4—7 лет, младший школьный — 8—11 и старший школьный — 12—15 лет. Выделяют два периода ускоренного роста, или «вытяжения»: в 5—7 лет и 11—14.
Невропатологи и психиатры отмечают три возрастных криза. Первый — с 2 до 4 лет, когда ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознавая местоимение «Я». В это время происходит формирование фразовой речи. Интенсивность физических и психических процессов развития, активность движений делают ребенка особенно ранимым. Второй криз — с 6 до 8 лет, совпадающий с поступлением в школу, и третий криз — с 12 до 15 лет — связан с перестройкой желез внутренней секреции и глубокими половыми метаморфозами, накладывающими отпечаток на двигательную, психическую и социально-нравственную сферу деятельности подростка.
Добавим, что в психиатрии рассматриваются четыре периода нервно-психического реагирования ребенка: сомато-вегетативный, когда движения осуществляются младенцем в ответ на внешние и внутренние раздражения (холод, голод, боль, свет и др.), — с первого дня и до 3 лет; психомоторный — с 4 до 8 лет, когда расширяется влияние всех органов чувств; аффективный — с 6 до 11 лет, когда возникают и быстро нарастают потребности и необходимость их удовлетворения; и эмоциональней — с 12 до 16 лет (В. Ковалев. 1939). Это — формирование планов, умозаключений, накопление эстетических, этических и нравственных понятий, переход к психологии взрослого человека.
Развитие детей редко бывает строго синхронным или гармоничным. Чаще одна система несколько опережает другую с тем, чтобы через некоторое время уступить первенство третьей. Подобное развитие именуется асинхронным или дисгармоничным. Мы упомянули об этих специальных терминах, так как подобного рода дисгармоничное созревание ребенка не есть болезнь или патология, а норма. Хотя порой она может сопровождаться жалобами. Так, например, ребята в периоды быстрого роста жалуются на боли в ногах. Родители обращаются к педиатрам, хирургам, невропатологам, ортопедам, а врачи, как правило, никакого заболевания не находят. Просто кости обогнали в своем развитии мышцы, которые нуждаются в дополнительном притоке кислорода и других питательных веществ, как это бывает у перетренировавшихся спортсменов. И боли, на которые жалуется ребенок, по сути дела, жалобы мышц на нехватку питания. Такого ребенка отнюдь не следует укладывать в постель или запретить ему занятия спортом. Наоборот, рекомендуется усилить развитие мышц, назначить массаж, занятия с прыгалками, и жалобы исчезнут. Отставание в темпе и сроках развития называют ретрадацией. Опережение — акселерацией. Отметим, что явления ретрадации со временем могут исчезнуть.
Приспособление ребенка к окружающей среде определяется многими безусловными рефлексами (например, дыхательными, хватательными, сосательными и другими), а также формированием значительного числа условных рефлексов. Именно формирование условных рефлексов может в ряде случаев создать линию поведения человека на всю жизнь. Об этом говорит старинная поговорка: «Посей поступок — приобретешь привычку, посей привычку — приобретешь характер, посей характер — приобретешь судьбу».
Расскажем о различных повреждениях в той хронологии, которой обычно и руководствуются все родители, а именно помесячно и по годам.
Первые недели после рождения ребенок реагирует на внешние раздражители криком, плачем, беспокойством или «застыванием». Вскоре он начинает двигать глазами, поворачивать голову. В 3—6 месяцев он протягивает руки, хватает игрушки, тянет их в рот. Это первая возможность детской травмы — проглотить пустышку, соску или другое инородное тело.
Начиная с пяти-шести месяцев малыш делает попытки перевернуться со спины на живот. Нередко именно это первое движение сопровождается травмой: привычно неподвижное дитя уложено родителями на диван, тахту или обеденный стол. Его распеленали и на мгновение отвлеклись. Резко повернувшись, младенец упал на пол...
В 6—8 месяцев ребенок садится, ползает и делает попытки встать. В 8—14 месяцев становится на ноги. Вначале освобождается одна рука, а затем и вторая. Это важный качественный и опасный скачок: у ребенка наконец-то в прямом смысле этого слова развязаны руки! Теперь он в состоянии опрокинуть на себя или взять в рот многое из того, что находится в радиусе его досягаемости, плохо укреплено или недостаточно надежно спрятано.
Младенческий лепет постепенно переходит в речь. Он начинает ориентироваться в пространстве и склонен карабкаться вверх, если сможет за что-нибудь ухватиться. В это время формируется если еще не характер, то ответ на правильное или неправильное воспитание. Ребенок может быть спокойным или плаксивым. Он начинает добиваться своего криком, бьет рукой или игрушкой того, кто находится рядом. Восхищение окружающих столь яркими проявлениями «жизнестойкости и воли» влечет за собой формирование зачатков того малопривлекательного характера, который порою и не отмечался у его родителей.
Ходьба в этот период — потребность ребенка. Держась за руку, цепляясь за стенку или мебель, он старается двигаться уверенно, выработать в себе чувство равновесия и... часто теряет его. Многочисленные падения не исключение, а правило. Хорошо, если он усаживается на свои мягкие ягодицы. Хуже, когда с размаху ударяется о край стола или металлическую батарею. Одной из причин введения в обиход мягкой мебели, ковров, паласов, пушистой ткани не только дань комфорту и эстетике, но и стремление снизить опасность падения малышей.
В 10—12 месяцев ребенок познает свойства предметов, которые он раньше только видел. Он трогает, ощупывает их. Он способен карабкаться вверх и вниз по лестнице, стремится достичь определенной цели, прыгает, старается рисовать правильные линии. Начинает разговаривать. Понятно, что на этом этапе интенсивного познания окружающего возможны разного рода неожиданности. Стремление познакомиться с непонятными предметами не имеет границ. Доступное открыванию, разбрасыванию, отрыванию, ломанию подвергается углубленному изучению. Это абсолютно естественно: он скоро вырастет, и у него мало времени, а еще столько предметов не освоено. Именно на этом этапе родители до пускают главные педагогические ошибки. Вместо спокойно и уверенно сказанного «нельзя», которое обжалованию и отмене не подлежит, они после бессмысленных вопросов «куда ты полез?», или «зачем ты это трогаешь?», или просто окрика разрешают ребенку делать то, что он делать не должен. Так он впервые в жизни начинает понимать, что при некоторой доле настойчивости ему уступят. Это не проявление волевого характера, а первые черты нахала и эгоиста. Когда мать после десяти раз «нельзя!» говорит на одиннадцатый: «На! Отстань ты в конце концов!» — она делает первый шаг к многолетним конфликтам, а порой и несчастьям, в том числе и травматологического характера. Ведь этот этап действенного мышления, когда ребенок преодолевает препятствия, собирает и разбирает предметы, способен строить и убирать за собой, напевать какую-то мелодию, совпадает с периодом первого криза, о котором упоминалось выше. С 3 до 5 лет двигательная активность нарастает, увеличиваются физические возможности ребенка: он становится сильнее, научился прыгать, подражать взрослым в их движениях, влезает, подлезает куда угодно и делает это с удовольствием. Речь его развивается бурно. Он овладел союзами, предлогами. Вопросительные слова используются им во всех вариантах и с большим успехом («почемучка»). Мышление его от предметного (1—2 года) становится причинным (3—4 года), и он отчетливо понимает, что такое «если — тогда». Формируется наглядное мышление — переход от анализа к синтезу.
Многие знатоки детской души, такие, как, например, Л. Н. Толстой и К. И. Чуковский (вспомните его «От двух до пяти»), А. С. Макаренко и Януш Корчак, Б. Спок, В. А. Сухомлинский, утверждают, что ребенок вырастет тем, кем успел стать до 5 лет. Объяснение этому можно найти в закономерностях роста мозга. Начиная с периода новорожденности, вес мозга за первые 5 лет увеличивается наиболее интенсивно — с 300—400 граммов до 1 100—1 300, составляя 80—90% веса мозга взрослого человека. Дальнейший рост мозга происходит значительно медленнее.
Описанный возраст характеризуется увеличением территориальных возможностей проявления своей нарастающей любознательности. Введение в рацион ребенка более разнообразной пищи побуждает его пробовать на вкус самые невероятные вещества. Он открывает аптечку и в поисках вкусных витаминов или конфет («кто знает их, взрослых, может быть, они сюда прячут и самые вкусные продукты?») съедает несколько таблеток, которые в его возрасте опасны для жизни. Предметы ухода за мебелью, за одеждой, моечные средства и другая бытовая химия — объект его погони за вкусовыми ощущениями.
5—7 лет. Возраст этот характеризуется как период первого вытяжения (за год ребенок может вырасти на 7—10 сантиметров), часто этот период жизни определяют как возраст «двигательного расточительства». Ребенок способен бегать часами, не уставая, словно предчувствуя, что остались считанные дни его «золотого детства», когда обилие всевозможных прав еще не отягощено никакими обязанностями. Скоро он сядет за школьную парту, а дома — за уроки, и возможность двигаться резко сократится, а обязанностей прибавится. И главный враг, который доставит ему больше всего огорчения, будет он сам. Ибо его характер и его возможности войдут в противоречие с новой, непривычной и тяжелой нагрузкой. Школы для детей существуют всего 20 или немногим больше столетий, а человеческий род — куда дольше. Поэтому ребенку значительно легче научиться плавать или' удить рыбу, чем ставить палочки в тетради. Хорошо было нашим предкам!..
Если внимание к ребенку в этот дошкольный период будет ослаблено, то ждать от него можно многого. В квартире он будет изучать, что из обихода может гореть. Попытка устроить костер под стулом («чтобы не было видно») не самая опасная из этой серии. Электрические розетки, из которых интересно не только вытащить и воткнуть туда вилку лампы, пробуются с целью посмотреть, а что получится, если втолкнуть туда мамину шпильку. Иногда это получается. Овладение ножницами и ножиком не только приятное развлечение, но и часто серьезные порезы пальцев. Разумеется, больше всего ребенок падает и ушибается во время прогулок и беготни со сверстниками во дворе. Происходит это даже и при самом пристальном наблюдении старших.
В 7—11 лет ребенок постепенно приобретает ловкость, которая благоприятствует обучению разным видам спорта. Школьный возраст знаменуется переходом от конкретно-реалистического мышления к абстрактному, то есть к отвлеченным представлениям и понятиям. Усиливаются внимание и сосредоточенность. Если ребенок в этом возрасте слишком отвлекаем, нужно проверить, нет ли у него и других признаков задержки развития.
Что же касается травмы, этот период наиболее опасен. Именно в это время возникает сложный психологический разрыв, значение которого порой трудно предвидеть. Дело в том, что ребенок до школы находится в условиях, к которым он адаптировался, привык. Иногда это двор с косвенной опекой старших ребят или бабушки. Иногда детский сад.
В школу ребенок ходит в сопровождении старших, но чаще и без них. Маленький школьник в сложной ситуации, получив свободу и лишившись домашней опеки, еще не обладает необходимым жизненным опытом, в том числе умением вести себя на улице. Пример идущих в школу и возвращающихся домой старшеклассников для него не полезен. Они уже и старше и опытнее, а он, подражая им, рискует оказаться под колесами машины. И иногда оказывается.
6—8 лет — это период второго криза. Именно в это время и наблюдается наибольшее суммарное число детских травм. Это следует учитывать всем, кто имеет детей и кто не имеет, но в особенности водителям городского транспорта.
В 11—14 лет двигательная активность ребят во многом зависит от их характера и воспитания. Многие ученые не учитывают отрицательное влияние нарастающей интенсивности школьных и домашних занятий на двигательную сферу ребенка. Поэтому нарушения осанки, нарастающую неуклюжесть, возможно, следует связывать не с возрастными особенностями, а с влиянием той обстановки, где проходит большая часть дня ребенка. Отметим, что на этот отрезок времени приходятся два критических периода: второе вытяжение (11—14 лет) и третий пубертатный (половой) психический криз. Практический смысл этих периодов требует пояснения. Дело в том, что английский ученый С. Стоккард (1921) сформулировал важнейшее положение — закон, согласно которому повреждение созревающих и развивающихся в организме функциональных систем наблюдается в связи с разными причинами, но они происходят точно в те критические сроки, когда система развивается особенно быстро, интенсивно. Применительно к детям этот закон неизменно оправдывается. Коль скоро мозг особенно быстро развивается в первые годы жизни, то травма его в эти сроки дает наиболее тяжкие последствия в ближайшем и далеком будущем. Поскольку речь быстро развивается в первые 3 года жизни, травма мозга в этот период способна отразиться в первую очередь на речи. Ранимость отдельных систем организма и его психики, в частности, требует особого внимания к критическим срокам.
Если ребенок в дошкольном возрасте находится в беспрестанном движении и поиске, то в школе картина уже иная. Поэтому на школьную нагрузку он часто отвечает своеобразной реакцией отключения, которая проявляется в потере чувства времени, безалаберности, расхлябанности, неорганизованности. Варианты ничегонеделания — «подпирание стен», сборища в подъездах.
Беседы с ребятами-школьниками показали, что неумение планировать свое время — одна из причин поиска рискованных развлечений с огнем, лазания по новостройкам, конструирования самопалов и многого другого. Одним словом, «безделье — мать всех пороков» и... травматизма.
В 12—15 лет у детей формируется общественно-социальная линия поведения. Они восстают против догмы, недоверчиво относятся к авторитету родителей. В них поднимается волна демагогической самоуверенности. Они вспыльчивы, обидчивы, легко вступают в драку (и не только мальчики!), способны на неожиданные поступки, начиная от бегства из дома, кончая самоубийством Об этом прекрасно писал еще П. Б. Ганушкин. Многие конфликты, возникающие в эти критические периоды в семье, имеют своим следствием травму, часто не только душевную. Ведь выход из любых напряженных в психическом отношении состояний организм ищет в физической разрядке.
Несколько слов об увлечении спортом, организованном и неорганизованном. Следует учитывать, что это всегда сопряжено с повышением вероятности травматизма. Из этого вовсе не следует делать скороспелого вывода о запрещении занятий спортом. Однако факт этот подлежит учету.
Таким образом, каждому возрасту присущ свой уровень развития психики и двигательной активности, которые в известной мере и определяют характер травмы. И, наконец, об анатомических особенностях детского организма, которые в ряде случаев имеют решающее значение в возникновении повреждений.
Ребенок появляется на свет с непропорционально большой головой, довольно большим животиком и маленькой по объему грудной клеткой, с короткими, но крепкими ручками и ножками. Сравнительно крупная и тяжелая голова еще долгое время отличает ребенка от взрослого. Окружность головы новорожденного составляет 34 сантиметра, а у взрослого 56—60, при длине новорожденного 50 сантиметров, а взрослого 150—200 сантиметров. При этом вес мозга новорожденного составляет около 10% веса от его общего веса, а у взрослого — около 2%! Следовательно, к одному году, когда ребенок начинает ходить, центр тяжести его из-за массивной головы располагается значительно выше, чем у взрослого, а туловище держится на малюсеньких стопах длиной около 5—7 сантиметров. Таким образом, ребенок — весьма «неустойчивая конструкция» на двух опорах, к тому же еще не обладающая достаточно развитым чувством равновесия, ловкостью и опытом правильного падения. Правда, природа заботится о ребенке, наделяя его толстым слоем подкожно-жировой клетчатки, которая срабатывает, как естественный амортизатор. Наиболее ранимое содержимое черепной коробки — мозг огражден не только костной оболочкой, но и относительно более толстым слоем спинно-мозговой жидкости, которая также обладает способностью предохранять мозговое вещество при толчках. Но тем не менее повреждение головы и мозга у детей наблюдается часто, так как они нередко падают.
Кожа детей необыкновенно нежная. В связи с малейшими внешними воздействиями, нарушениями ухода или пищевого режима на коже появляется раздражение. Причем, чем моложе ребенок, тем чувствительнее его кожа к термическим воздействиям. Так, грелка или чай, которые кажутся взрослому «теплыми», у младенца могут вызвать ожог. Упомянем и другой вариант термического воздействия — отморожение. После прогулок в холодные, ветреные и влажные дни у малышей иногда появляются на щечках уплотнения, кожа может быть несколько синюшной. Появление подобного рода «опухолей» родители не всегда связывают с бывшей 1—3 дня назад прогулкой, тем более что день не был особенно холодным, но оказался достаточным для термической травмы. Подобные специфически детские поражения порой волнуют не только родителей, но и медиков.
Костная система ребенка обладает существенными особенностями. Кости у детей содержат меньше неорганических веществ, чем кости взрослых людей. Они менее хрупки, обильнее снабжены кровеносными сосудами, окружены, как деревья корой, футляром сочной надкостницы. Поэтому при падении у них возникают 'неполные переломы, наподобие «зеленой ветки», иногда поднадкостничные. Ребенок, получивший такую травму, может даже особенно не жаловаться, да и при осмотре предположение о переломе часто не возникает — ни искривления, ни хруста в области ушиба не определяется. Когда же после рентгенологического обследования устанавливают диагноз — перелом, родители, как правило, выражают недоумение: «Как же сразу не поставили диагноз?» Потому и не поставили, что перелом необычный — детский.
Между концом кости и ее прилежащей части имеются хрящевые, ростковые зоны — эпифизарные хрящи. Вместо перелома у детей порой возникают смещения в этих зонах, которые так и называются — эпифизеолизы. Опасны они тем, что может нарушиться последующий рост конечности (искривление, укорочение, а иногда удлинение). Поэтому вместо вывихов, которые у детей возникают реже, чем у взрослых, могут возникнуть повреждения сустава (при сочетании перелома и эпифизеолиза). Особенно сложные повреждения бывают в области локтевого сустава. При эластичности и гибкости детской кости опасны переломы позвоночника. При такой тяжелой травме у детей наблюдается, как правило, повреждение не одного, а двух, трех, четырех и более позвонков, что требует длительного. многолетнего лечения, включая гимнастику, плавание. Все это необходимо, чтобы в дальнейшем быть полностью здоровым.
Отдельные суставы у детей формируются диспропорционально. Так, например, если потянуть ребенка за ручку в области локтевого сустава в возрасте с 2 до 5 лет, могут возникнуть подвывихи. О подобного рода повреждении и его причине родители иногда не знают.
При падении с горок, столкновении с санками, ударами лыжами возможны повреждения органов брюшной полости — печени, селезенки, почек. Особенность и отличие этих органов у детей от взрослых в том, что они относительно крупнее, сочнее, но и более ранимые.
Разумеется, ошибкой было бы пытаться природу детской травмы связывать только с самим ребенком. Число несчастных случаев, возникающих по прямой или косвенной вине взрослых, не меньшее. Отчего так получается?
Первое — непонимание того факта что ребенок изменяется не по годам, а по месяцам, а маленькое дитя — и по дням. Каждый день может принести сюрприз. И приносит! Второе — недостаток времени у родителей для правильного воспитания: нравственного и физического. Отсутствие разумной организации времени — своего собственного и своих детей. Речь идет о совместном труде, совместных играх, совместном занятии спортом, совместном повышении культурного уровня, совместном отдыхе. А ведь это очень серьезные меры предупреждения детского травматизма.
«Кабы знать, где упасть...» — гласит старая русская пословица. В теории мы знаем, где, когда и почему с ребенком может случиться несчастье. Самое сложное — угадать, в какой момент «подложить соломку», — как избежать травмы. Здесь многое зависит от родителей и воспитателей.
Доктор медицинских наук С. Донецкий.
← Ваш ребенок курит. Что предпринять? |
---|
Похожие публикации:
Ваш ребенок курит. Что предпринять?
Проблема детского курения в целом не нова: ей, по-видимому, столько же лет, как и курению «взрослому». За примерами далеко ходить не надо: достаточно еще раз прочесть хотя бы «Приключения Тома Сойера». Стремление детворы казаться взрослее, во всем подражая старшим, неискоренимо, и радикально бороться с этим можно, лишь подавая личный пример. Тем не мене, нельзя исключить и факторы, являющиеся приметами конкретной...
Закаляем ребенка правильно
Каждая мама мечтает вырастить своего ребенка крепким и здоровым, живущим в гармонии с окружающим миром. Увы, рекомендации некоторых врачей очень часто сводятся к своевременной вакцинации и употреблению витаминных комплексов из аптеки. Эти способы формируют искусственный иммунитет, но нельзя забывать о не менее эффективных способах естественного укрепления иммунной системы. Самым важным барьером, защищающим наш органи...
Счастливая, спокойная мама - здоровый, весёлый ребёнок
С самого рождения ребёнок чувствует внутреннее состояние своих родителей. А, возможно, даже раньше, находясь в животе у матери. И свойство это закрепилось ещё в процессе естественного отбора - без него выжить было очень сложно. Поэтому дети всегда повышенно восприимчивы к воздействиям родителей, в частности, матери. И, прежде всего, к ласке, прикосновениям, интонации, тону голоса. Всё это - самый значимый язык для м...
Спортивный травматизм детей
Вокруг спортивного травматизма ходят легенды. Ему посвящена громадная литература, написано много научных работ. В этом потоке информации истинное часто смешано с ошибочным. Начнем с того, что многие авторы трудов искренне заявляют о необходимости «покончить со спортивным травматизмом», «ликвидировать его полностью». Идея эта утопична и несбыточна. Спорт именно тем и отличается от физкультуры, что он предъявляет к спо...